Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 6 oC

Сегодня наша Республика отмечает 34-летие новой государственности Якутии, начало которой было заложено принятием 27 сентября 1990 года легендарным XII созывом Верховного Совета во главе с М.Е. Николаевым Декларации о государственном суверенитете Якутской – Саха ССР.

Сегодня наша Республика отмечает 34-летие новой государственности Якутии, начало которой было заложено принятием 27 сентября 1990 года легендарным XII созывом Верховного Совета во главе с М.Е. Николаевым Декларации о государственном суверенитете Якутской – Саха ССР.

Судьбоносные этапы становления и развития государственности Якутии и ее многонационального народа неразрывно связаны с важными вехами укрепления Российского государства. В данном контексте Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года и Декларация о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР от 27 сентября 1990 года как документы, связанные с общественным договором, выступают логически согласованными и взаимодополняющими актами народного волеизъявления, в непростых политико-правовых и социально-экономических реалиях консолидировавших и организовавших граждан на сохранение единого многонационального Российского государства.

Декларация о государственном суверенитете России оказала инновационное влияние на совершенствование российской государственности. Республики в составе РФ были признаны государствами (статья 5 Конституции РФ). Значение Декларации как документа, связанного с той исторической реальностью, заслуживает соответствующей оценки.

Рассматривая принятие Декларации через призму времени, необходимо отметить, что этапы развития государственности нашей республики неразрывно связаны со становлением Российского государства. В далеком 1632 году Якутия вошла в состав великого многонационального государства - России. За этот огромный период времени Якутия прошла несколько этапов эволюционного развития, начиная с административно-территориального образования в составе Российской империи до республики (государства) в составе РФ. 

Автономия

Главным историческим событием, де-юре учредившим образование Якутской АССР и впервые закрепившим факт признания государственности республики, стало принятие соответствующего Декрета Президиума ВЦИК РСФСР от 27 апреля 1922 года. Именно молодая Советская Россия, благодаря усилиям инициаторов создания Якутской республики М.К. Аммосова, П.А. Ойунского, С.М.Аржакова, И.Н. Барахова, А.Д. Широких и их соратников, предоставила Якутии статус автономной республики в составе РСФСР, придав тем самым государственно-правовой статус, что стало важнейшим фундаментом для бурного роста нашего северного края и способствовало развитию экономики, культуры и социальной сферы Якутии.

Безусловно, этому предшествовал долгий период, когда народ мечтал о своем свободном и эффективном развитии. Лучшие умы якутской интеллигенции думали о светлом будущем Якутии, среди них А. Е Кулаковский, В. В. Никифоров, братья Г.В. и П.В. Ксенофонтовы и другие, оставившие нам свое бесценное наследие.

В советском периоде произошел качественный скачок в социально-экономическом развитии, когда из отсталого аграрного северного края республика стала приобретать очертания и промышленного. В этой связи необходимо вспомнить имена руководителей республики И.Е. Винокурова, С.З. Борисова, Г.И. Чиряева, И.И. Петрова, Ю.Н. Прокопьева, С.Н. Маркина, которые внесли весомый вклад в развитие республики. В тот период значимым была и деятельность народных депутатов и Президиума Верховного Совета республики во главе с нашими легендарными женщинами С.П. Сидоровой, М.Д. Нартаховой, А.Я. Овчинниковой, Е.Н. Гороховой и Л.Н. Григорьевой.

В то же время, по многим показателям, касающимся существования человека, Якутия занимала одно из последних мест среди других регионов. Республика необоснованно была поставлена в положение просителя для финансирования своего социально-экономического и культурного развития. Именно такое политическое и экономическое бесправие республики привело к отставанию национально-государственного развития. 

Суверинитет

Для государственно-правового развития нашей республики важнейшее значение имела Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая Первым съездом народных депутатов 12 июня 1990 г. под председательством Б. Н. Ельцина.

Проект Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР, разработанный большой группой юристов, ученых, практических работников, был предварительно обсужден в Верховном Совете ЯАССР, а затем 18 июля 1990 года опубликован в республиканских газетах для всенародного обсуждения. И только после внимательного и всестороннего обсуждения, 27 сентября 1990 года, II сессия Верховного Совета Якутской-Саха ССР XII созыва приняла Декларацию.

Она стала документом, в котором отражались интеллектуальный ум, светлая мечта, порыв души многонационального народа. В то время Председатель Верховного Совета Якутии М.Е. Николаев в своем интервью «Российской газете» сказал: «В этот сложнейший период жизни Российского государства Якутия со всей своей ответственностью заявляет, что Россия должна быть сохранена, как единое и неделимое федеративное государство. Реализация принципов государственного суверенитета Российской Федерации, сохранение и упрочение республик, как субъектов добровольного объединения в Федерацию являются, на наш взгляд, основой безопасности РСФСР. Необходимо скорейшее заключение Федеративного договора. Ясна наша позиция и в том, что Якутская – Саха ССР является неотъемлемой частью обновленной Федерации. Четвертый век мы с Россией. Мы и сегодня верны выбору предков. В дни радостей и тягот русские, якуты, малочисленные народы Севера всегда были вместе». 

2722

Важные документы

В переходный период для нашей республики наиболее приемлемой формой была избрана идея развития реального федерализма, отраженная в Декларации. И эта идея была реализована 31 марта 1992 года в результате заключенного Федеративного договора, который предотвратил дезинтегрирующие процессы в нашей стране и носил учредительный характер в формировании обновленной РФ.

В тот же день было подписано Соглашение о взаимоотношениях между правительствами РФ и РС(Я) по экономическим вопросам. И по нему республика получила реальные права и финансовые возможности для самостоятельного решения крупных вопросов своей жизни и, одновременно, взяла на себя огромную ответственность за результаты дальнейшего развития.

Также, 25 ноября 1992 года в г. Москва было подписано Соглашение о взаимоотношениях между правительствами РФ и РС(Я) по разграничению собственности, находящейся на территории республики. Таким образом, впервые экономическая самостоятельность республики была закреплена юридически. Впоследствии 29 июня 1995 года был заключен Договор о разграничении полномочий между правительствами РФ и РС(Я) и 15 соглашений по различным сферам жизнедеятельности.

Событием исключительной важности в установлении государственности республики является принятие 4 апреля 1992 года Конституции РС(Я). Следуя духу и букве Основного закона РС(Я), сегодня мы являемся свидетелями наличия высших органов власти в лице Парламента, Главы и Правительства Якутии.

Важно отметить, что Декларация и принятая вслед за ней Конституция РС(Я) позволили представителям республики в лице А.П. Илларионова, Е.М. Ларионова, М.М. Федорова, Д.Н. Миронова, А.Д. Петракова, В.В. Кириллина и другим, принять деятельное участие при разработке проекта новой Конституции РФ. 

О федерализме

Считаю, что сегодня справедливо следовать тезису об едином конституционном пространстве в Российской Федерации, так как, во-первых, Конституция РФ имеет прямое действие, во-вторых, как мы все знаем, внутри федерального законодательства наличествует целый пласт коллизий и порой некоторые законы и даже подзаконные акты, искажают конституционные принципы и гарантии федерализма, заложенные в Конституции РФ. Примером могут служить Федеральный закон No 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые, исходя из концепции и своего названия, должны регулировать «общие принципы организации», а на деле содержат в большинстве своём императивные предписания, которые в конечном итоге не учитывают особенности субъектов РФ.

В настоящее время наша республика делает многое для социально-экономического развития страны, но сможет сделать еще больше, в том числе в части социальной защищенности граждан. Поэтому, считаю необходимым выразить мнение, что в современных реалиях российский федерализм в достаточной степени должен развиваться по пути предоставления больших финансовых инструментов и возможностей для субъектов РФ, жизненно необходима качественная модернизация основ российского бюджетного федерализма и налоговой политики, в том числе, учитывая смелые и ответственные планы и задачи, которые ставит Президент РФ В.В. Путин по развитию Дальнего Востока, Крайнего Севера и Арктики.

2725

2721

 Республика сегодня

Сегодня наша республика воплощает в себе образ одного из развитых и благополучных субъектов РФ, поступательно идущего по пути достижения новых высот и результатов. Несмотря на непростые внешнеполитические и экономические события, протекавшие в эти годы, связанные с COVID-19 и ведением СВО, социально-экономическое развитие РС(Я) можно с уверенностью считать положительным.

Рост социально-экономического развития республики за время новой государственности превысил среднероссийский уровень. Республикой исполняются в полном объеме обязательства по реализации крупных инфраструктурных проектов, направленных на улучшение качества жизни и социальное обеспечение наших граждан. Важнейшим событием для республики в свое время стало создание акционерной компании «Алмазы России-Саха», когда республика и улусы (районы) алмазной провинции получили право принимать непосредственное участие в управлении компанией, пополнять свои бюджеты. Сегодня РС(Я) активно участвует в решении стратегической задачи превращения РФ в мировую энергетическую державу.

В этой связи, еще большие перспективы для развития республики открылись в результате подписания «контракта века» на поставку в Китай природного газа через магистральный газопровод «Сила Сибири». Сегодня Якутия по праву является лидером технологического развития в сфере IT, креативной индустрии и использования искусственного интеллекта. В соответствии с решением президента РФ В.В. Путина, начато строительство Ленского моста, с использованием средств национальных проектов строятся новые крупные объекты социальной сферы. Также успешно проведены VIII Международные детские спортивные игры «Дети Азии», началась реализация мастер-планов развития городов Якутск и Нерюнгри и так далее.

Хочется отметить смелые решения и верные шаги, которые были проделаны нашими общенародными лидерами - президентами, главами республики в разные годы: М.Е. Николаевым, В.А. Штыровым, Е.А. Борисовым и А.С. Николаевым. Кроме этого важно отметить роль руководителей Правительства республики в разные годы – Ю.В. Кайдышева, В.П. Федорова, В.М. Власова, С.Н.Назарова, Г.И. Данчиковой, Е.А. Чекина, В.В. Солодова, А.В. Тарасенко и К.Е. Бычкова и их команд.

 Законодательство РС(Я)

Важнейшее значение в становлении и развитии новой государственности республики имеет развитие законодательства. В этой связи необходимо отметить важнейшую роль и значение деятельности Верховного Совета республики XII созыва, а в последующем Государственного Собрания (Ил Тумэн), всего депутатского корпуса разных созывов и в том числе Председателей Парламента: К.Е. Иванова, Е.М. Ларионова, А.П. Илларионова, В.В. Филиппова, Н.И. Соломова, Нь.С. Тимофеева, В.Н. Басыгысова, А.Н. Жиркова, П.В. Гоголева и А.И. Еремеева.

Якутские парламентарии провели плодотворную работу по формированию законодательной базы РС(Я), тем не менее за последнее десятилетие парламент нашей республики стал меньше принимать базовых законодательных актов. Это связано с тем, что федеральным законодателем принимаются законы федеральные, сводя работу региональных парламентов к их корректировке. Учитывая малый процент принятия законопроектов, разработанных региональными парламентами, можно прийти к выводу о наличии системной проблемы в развитии современного российского федерализма, который, как мы считаем, должен в достаточной мере учитывать мнения субъектов РФ.

Важную роль в развитии новой государственности РС(Я) сыграл Конституционный суд РС(Я) во главе с его первым председателем Д.Н. Мироновым, выработавший большой пласт интеллектуального и правового наследия, который затем пополнился новыми решениями следующего состава суда под председательством автора этих строк. Считаю, что дальнейшее развитие государственности республики должно складываться в русле системного совершенствования норм Конституции РС(Я), заложенных в ней конструкций системы сдержек и противовесов между ветвями государственной власти, а также совершенствования взаимодействия с органами государственной власти РФ на основе принципа федерализма.

 Общественность

С каждым годом растет активность общественных организаций. Именно по инициативе общественности республики учрежден День матери, День отца, День правовых знаний, День профсоюзов и многое др., проводились Годы детства и детского спорта, молодежи, села, предпринимательства, Арктики и т.д., зарождались массовые движения «2000 году 2000 добрых дел», «Моя Якутия в XXI веке». Некоторые из этих идей в последующем приобрели всероссийский масштаб.

Важно, что на протяжении этих лет руководство республики проводит планомерную внутреннюю политику по развитию межнационального мира и согласия, вступая в открытый диалог с гражданским обществом посредством различных механизмов взаимодействия. Например, через ежегодные публичные отчеты органов государственной власти перед населением, не имеющие аналогов в других субъектах РФ, через постоянную работу Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В свое время Общественно-консультативный совет при Президенте РС(Я), а ныне Общественная палата РС(Я) стали одной из важнейших дискуссионных площадок, где объединяются усилия по взаимодействию власти и гражданского общества. Очень важно и то, что сегодня, начиная с 2009 года, проводится государственная политика по повышению правовой культуры населения республики на основе соответствующей концепции. Результатом такого взаимодействия является проявление общественных инициатив, обширная деятельность общественных организаций, в том числе по осуществлению эффективного общественного контроля.

2723

2724

Коренные народы

За прошедшие годы укрепилась защита прав коренных малочисленных народов. Провозглашенный в 2014 году Год Арктики в республике сконцентрировал усилия органов власти и общественности на проблеме человека, проживающего в суровых условиях Арктики. Многое дала реализация комплексной программы «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов РС(Я) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая была призвана переломить негативную ситуацию и направлена на создание комфортных условий проживания населения.

Тем не менее, с одной стороны, права коренных малочисленных народов охраняются и защищаются, а с другой – носят в большинстве своем декларативный характер. В этой связи нарушается традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов, что сказывается на рождаемости и социально-экономическом уровне жизни. Поэтому важно отметить особое значение Конвенции № 169 Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», которая, к сожалению, не ратифицирована РФ.

Важно учесть, что действующее законодательство не в полной мере защищает традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока и Сибири РФ, а они на самом деле выполняют, кроме всего прочего, архиважную охранительную функцию Российского государства, значение которой возрастает в связи с современной геополитической нестабильностью и возросшим интересом к Арктике. Неслучайно, что в разное время защита прав КМНС не раз становилась предметом рассмотрения и в Конституционном суде РС(Я), в том числе в части рыболовства и охотпромысла.

Достижения и ориентиры

На смену местным органам государственной власти пришло возрожденное местное самоуправление. Сегодня оно находится на важном этапе своего развития. Пользуясь предоставленной возможностью важно выразить слова искренней признательности главам и представительным органам муниципальных образований за вклад в развитие новой государственности Якутии.

С большим успехом в республике проводятся многочисленные спортивные мероприятия, в том числе и международного уровня. Учрежденные в год столетия Олимпийского движения в 1996 году Международные игры «Дети Азии» продолжают оставаться с одной стороны визитной карточкой Якутии, с другой – являются трамплином для многих молодых спортсменов из разных стран. Построены замечательные спортивные сооружения в Якутске, улусах и городах республики.

Спартакиада трудовых коллективов РС(Я) популяризирует систематические занятия физкультурой и спортом среди работников разных отраслей. Сегодня в Якутии моден здоровый образ жизни, что сказывается на положительном балансе демографии. Традиционное проведение Спартакиад по национальным видам спорта «Игры Манчаары», а также многочисленных республиканских, всероссийских и международных турниров вывело якутские национальные виды спорта на новый уровень развития, в том числе они признаны далеко за ее пределами. Это мы можем видеть на примере развития мас-рестлинга. Сегодня в рядах Международной федерации мас-рестлинга 58 стран с пяти континентов планеты.

За прошедшие годы развития новой государственности в республике больших высот достигла наша самобытная культура. Эпос Олонхо в 2005 году ЮНЕСКО объявило одним из шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества, Национальный праздник Ысыах стал поистине общенародным праздником, объединяющим людей разных национальностей и многочисленных гостей. На новый уровень развития поднялось театральное искусство, создано множество музеев. Сегодня мы являемся свидетелями бурного развития якутского кинематографа.

Празднуя День государственности, можно с уверенностью говорить, что мы продолжаем двигаться по прогрессивному вектору развития, заданному Декларацией, и логической целью этого развития является подготовка к 400-летию вхождения Якутии в состав великого Российского государства, которое мы будем отмечать в 2032 году.

Сегодня перед нами стоят новые цели и задачи по повышению уровня благосостояния населения, развитию экономического потенциала республики, поэтому, только консолидировав все свои силы для достижения новых успехов, мы сможем укрепить мощь нашей родной Якутии и нашей Родины - Российской Федерации. Давая оценку целям и результатам принятия и реализации основных идей Декларации о государственном суверенитете республики можно сказать, что они во многом предвосхитили современную формулу развития российской федеративной государственности: «Сильные регионы – сильная Россия».

С праздником, дорогие друзья!

С Днем государственности нашей республики!

 Александр КИМ-КИМЭН,
профессор кафедры конституционного права юридического факультета СВФУ,
доктор юридических наук, профессор

  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Праздники и даты

"Ил Түмэн" хаһыат 25 сыла

Күндү доҕоттор! Балаҕан ыйын 25 күнүгэр өрөспүүбүлүкэ парламенын “Ил Түмэн” хаһыатын…
27.09.24 12:59