Бизнес в ожидании
В рамках ежегодного форума прошел I съезд общественных помощников Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РС(Я) и экспертов. Он собрал активных и ответственных граждан со всей республики. В первый день съезда главной темой обсуждения стала налоговая политика.
Сохранят ли власти республики ставки по упрощенной система налогообложения (УСН), как отразится введение налога на добавленную стоимость (НДС)? Эти вопросы интересовали предпринимателей больше всего. Напомним, что с 2025 года в целом по стране повышаются налоги в отношении малого и сред- него бизнеса. В Якутии, например, со следующего года планируется увеличить УСН с нынешних 4,4% до 6%, а также ввести НДС в размере 5% и 7% с доходов, превышающих 60 и 250 млн рублей соответственно. И если ставки УСН региональные власти еще могут устанавливать сами, то НДС, поступающий в федеральный бюджет, уже нет.
Добавим, что во время недавнего прямого эфира глава Якутии Айсен Николаев в ответ на обращение предпринимателей пообещал снизить ставку УСН. «Необходимо понимать — такая серьезная налоговая нагрузка может подорвать малый бизнес. К тому же, у нас сегодня установлена очень высокая ключевая ставка Центробанка – уже 19%. В итоге кредиты можно получить по ставке в районе 23-25%. Конечно, это в итоге ложится на потребителя. Мы должны делать всё, чтобы не допустить резкого повышения цен. Поэтому буду предлагать правительству [республики], чтобы со следующего года уменьшили ставку УСН до 4%», - сказал Николаев. Он подчеркнул, что также требуется принять решение о том, чтобы зафиксировать ставку на одном уровне на определенный период времени, например, на пять лет.
На форуме замминистра финансов РС(Я) Анна Алексеева озвучила цифру — в 2023 году местные бюджеты, куда зачисляется УСН, получили 4,5 млрд рублей. Из них около 55% приходится на предпринимателей, которые с 1 января 2025 года будут уплачивать НДС, то есть перестанут платить УСН. Таким образом муни- ципальные бюджеты могут потерять около 2,5 млрд рублей.
Риски для предпринимателей Арктики
Понятно, что предстоящее изменение налоговой системы вызывает озабоченность местного бизнес-сообщества и затронет всех. Об этом говорили практически все выступающие. Особенно о том, что это повышение ударит по малому бизнесу в Арктике, где и без того непростые условия. К сложной транспортной схеме доставки грузов, добавятся и чисто организационные трудности. К примеру, налоговую декларацию по уплате НДС необходимо предоставлять исключительно в электронном виде, тогда как интернет не везде доступен и к тому же сложно отправлять большие объемы информации. Добавим к этому, что теперь предпринимателям нужно нанимать квалифицированного бухгалтера для ведения учета, соответственно платить ему зарплату не ниже МРОТ (в арктических районах до 60 тыс руб.) По словам одного из выступающих, со всеми налогами и страховыми взносами это около 2,5 млн рублей ежегодно. Так что нагрузка значительно возрастает.
«Закон принят, но, к сожалению, в нем не учитываются особые условия отдаленных и труднодоступных местностей, к которым относится наша Арктика», — говорит зампредседателя Координационного совета по предпринимательству при главе РС(Я) Ирина Котенко. Ее поддерживает и бизнес-омбудсмен Альбина Кычкина. По ее словам, еще во время обсуждения предстоящих налоговых изменений от предпринимательского сообщества Якутии в адрес депутатов Госдумы, Минфина направлялись обращения с просьбой предусмотреть преференции для арктических и северных районов, но ответов не последовало. Как ни странно, позицию якутян поддерживают не все субъекты Дальнего Востока. Сложностей добавляет и то, что законодательные инициативы, касающиеся повышения налогов не подпадают под процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ), как другие нормативно-правовые акты.
По словам представителя Торгово-промышленной палаты РС(Я) Александра Никифорова, налоговые изменения могут привести к повышению стоимости продуктов питания, предметов первой необходимости, где цены и так высоки по объективным причинам. «Мы поставлены в одинаковые условия и при этом не учитывается, как вести бизнес, скажем, в Краснодарском крае и у нас в Аллаиховском улусе», — сказал предприниматель из Верхоянского района Владимир Чириков.
Свою позицию высказала предпринимательница из Булунского района Татьяна Дрёмова. «Добраться до Севера дорого и трудно. Должна была улететь домой в Тикси, но рейс отложили, и я пришла на форум. Что хочу сказать — налоги нас задавили. Я в торговом бизнесе с 2000 года, сейчас у меня пять работников, в том числе один бухгалтер. Хочется разнообразить ассортимент, но если бы вы знали, какие потери мы несем, с теми же овощами, фруктами, «молочкой», которые перемерзают, пока их дове- зешь. Интернет очень медленный, на то, чтобы отправить отчет уходит пять-шесть часов. Поэтому для того, чтобы Арктика не голодала налоги повышать не надо. Торгово-логистические центры с их субсидированной доставкой в полной мере не могут решить проблемы. Вот у нас произошло возгорание в новом ТЛЦ, несколько месяцев он не работал, а продукты нужны каждый день», — говорит Татьяна Дмитриевна.
Незаконное предпрнимательство
Еще одно негативное ожидание — вырастет доля нелегального бизнеса, а кто-то уйдет в теневой сектор. Не секрет, что во многих улусах он процветает. К тому же возможности контролирующих и надзорных органов ограничены, просто потому что не хватает людей, да и добраться до отдельного села очень сложно. Пока же предпринимателям приходится мириться с недобросовестной конкуренцией, когда нелегальщики вовсе не платят налоги и вдобавок за счет этого еще и снижают цены.
Некоторые предприниматели начали дробить свой бизнес, переписывая его кто на родственников, кто на подчиненных. Особенно это распространено в сельской местности, где предприниматели зачастую ведут многопрофильный бизнес — торговлю, строительство, транспортные услуги и т.д. Но по словам представителя ФНС, у налоговых органов есть инструменты, по которым определяется дробление, в федеральном законе No 176 прописаны признаки и ответственность за эти нарушения.
Слабым утешением может стать налоговая амнистия тем, кто до 1 января 2025 года добровольно откажется от такого фиктивного сокращения своего бизнеса. Чтобы уберечь предпринимателей от последствий и, как говорится, не оказаться в ситуации «незнание закона не освобождает от ответственности», участники форума попросили включить в резолюцию пункт об усилении разъяснительной работы.
Надежда остается
Так или иначе закон уже принят и судя по всему остается только ждать вступления его в силу. Есть надежда, что федеральный центр и региональные власти будут анализировать ситуацию и возможно какие-то послабления будут. Надо понимать, что рост налогов будет иметь мультипликативный эффект и не всегда позитивный.
«Повышение налогов для нас экономистов не стало сюрпризом. Во многом это вызвано действием западных санкций и растущими обязательствами федерального бюджета, — пояснил замминистра экономики Якутии Александр Афанасьев. — Я бы хотел подчеркнуть, что налоги увеличатся не только в отношении предпринимателей, вырастет вся федеральная часть налогов. Да, для Арктики это будет болезненно. Мы проанализировали данные, которые свидетельствуют, что в арктических районах сегодня работает 121 предприниматель име- ющий доходы свыше 60 миллионов из 2800 налогоплательщиков по УСН. Вроде бы из немного, но на их долю приходится значительный объем завоза грузов - продовольствия, топлива, они создают рабочие места».
По мнению Афанасьева, простое снижение ставки УСН мало что даст. Гораздо больший эффект в нынешней реальности могут дать параллельные меры господдержки, например, субсидирование сельского хозяйства, разного рода компенсации. Главное грамотно ими воспользоваться. Также он поддержал предложения о противодействии нелегальному бизнесу.
«Я надеюсь, что адаптационный период пройдет, и честные предприниматели про- должат работать. Такие люди были, есть и будут», — уверен замглавы Минэкономики.
Напоследок, по данным Минпреда, число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в Якутии растет. По итогам 2023 года их численность составляла 113,3 тысяч человек, а на середину сентября 2024 года - 119,7 тысяч человек. Кроме того, идет к росту показатель по количеству самозанятых – на конец июня текущего года зарегистрировано 54,1 тысячи самозанятых, что на 9,4 тысяч больше аналогичного показателя за 2023 год.
Фотографии пресс-службы центра «Мой бизнес» при Министерстве предпринимательства РС(Я)
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0