Аудитор Счетной палаты Якутии Прасковья Кычкина сообщила об основных выводах о результатах экспертно-аналитического мероприятия по реализации в республике концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В её докладе говорится, что по республике заключено 44 концессионных соглашения. Из них 75% — концессионные соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, 19 соглашений — муниципального уровня, и 12 соглашений — регионального уровня. Концессионные соглашения в основном заключены без проведения конкурса, что предусмотрено федеральным законом.
Концессионными соглашениями предусмотрены строительство и реконструкция объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Мероприятия концессионных соглашений реализуются на территориях 38 муниципальных образований. Срок их действия составляет от 5 до 25 лет.
Общий объем инвестиций по концессионным соглашениям предусмотрен в размере 5 миллиардов 155 миллионов рублей. На конце проведения контрольного мероприятия фактический объем инвестиций составил 3 млрд 332 млн рублей. Из них полностью были освоены средства федерального бюджета, практически полностью средства республиканского госбюджета. По местному бюджету освоены 154 млн рублей и частные инвестиции составили 2,5 миллиарда рублей.
Положительный момент заключается в том, что довольно значительную сумму в данные мероприятия вкладывает частный инвестор. По концессионным соглашениям вложения в части федерального бюджета и госбюджета республики связаны, в основном со строительством объектов канализационных очистных сооружений и объектов водоснабжения.
Концессионные соглашения проанализированы на предмет соразмерности передаваемого имущества. Остаточная стоимость переданного имущества составила 2 млрд 957 млн рублей, соответственно, соотношение объема инвестиций к остаточной стоимости имущества в целом соразмерно, и составляет 174%.
Концессионные соглашения как регионального, так и муниципального уровней не содержат четкого срока и формы предоставления отчетности концессионерами, соответственно, ни одним концессионером не представлена отчетность по всем условиям реализации соглашения.
Счетной палатой проведены осмотры на предмет выполнения концессионерами основных мероприятий, предусмотренных концессионными соглашениями. Концессионными соглашениями предусмотрено выполнение 273 мероприятий, из них выполнено с нарушением сроков 23 мероприятия или 8%, не выполнено 69 мероприятий или 25%. Концедентами как на уровне республики, так и на муниципальном уровне, не выполняются обязанности по контролю за реализацией концессионных соглашений в части своевременности выполнения основных мероприятий, не устанавливаются причины их невыполнения, своевременно не вносятся изменения в соглашения, кроме того, при планировании мероприятий не учитываются проводимые в республике программы, а именно по переходу с централизованного отопления на индивидуальное газовое в газифицированных населённых пунктах, что позволило бы сэкономить средства госбюджета республики.
Оценка установления долгосрочных параметров регулирования и выполнения показателей надежности, качества и эффективности проводимых мероприятий показала, что при утверждении Госкомцен республики измененных долгосрочных параметров, концессионерами не инициируются предложения, а концедентами не обеспечивается контроль по внесению изменений в действующие концессионные соглашения в части приведения значений долгосрочных параметров регулирования в соответствие с решениями регулятора, фактическое выполнение показателей не контролируется и не анализируется, в результате ими не принимаются меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки в объеме, определенном концессионным соглашением, что приводит к расторжению заключенных концессионных соглашений, банкротству концессионера, рискам недостижения установленной мощности по объектам и, как следствие, к убыточности деятельности концессионера.
Аудитор Счётной палаты республики сообщила, что было направлено предложение Правительству республики о необходимости трансформации организации работы по концессионным соглашениям в сфере ЖКХ, учитывающих специфику данной отрасли как на региональном, так и на муниципальном уровне, в том числе в части определения органа государственной власти республики, выступающего от имени Республики Саха (Якутия) в качестве концедента по указанным соглашениям.
Заслушав доклад народные депутаты задали Прасковье Кычкиной уточняющие вопросы и поддержали решение комитета.
Также в ходе заседания парламентарии поддержали 3 проекта законов:
- проект закона «О внесении изменений в статью 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О содействии развитию благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов Республики Саха (Якутия)»;
- проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)»;
- проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)».
Далее парламентарии обсудили план работы комитета, в котором отражены актуальные на сегодняшний момент направления.
Предложено провести 3 круглых стола на темы:
- о мероприятиях по снижению бюджетных расходов на субсидии организациям коммунального комплекса в Республике Саха (Якутия);
«Мы все знаем, одной из актуальных проблем в республике становится ежегодный рост субсидий организаций коммунального комплекса. Будет создана рабочая комиссия. На круглом столе рассмотрим возможные механизмы снижения затрат из республиканского бюджета на субсидию ОКК», - отметил председатель профильного комитета.
- реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия);
- о проблемах обращения с жидкими бытовыми отходами в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
«Ко мне обращается достаточно много глав поселений. В числе вопросов, которые они озвучивают, я заметил тенденцию увеличения вопросов по теме жидких бытовых отходов. То есть в маленьких поселениях сегодня нет оборудованных свалок - мест, куда можно эти отходы сливать. Вопрос назрел, видимо, потому что требования сейчас очень жесткие. Надо пригласить природоохрану, надзорные органы, ученых. Послушать, какие они могут предложить варианты, которые реально могут что-то изменить», - сказал председатель комитета Александр Корякин.
Кроме того, в план работы комитета было включено выездное заседание в городе Нерюнгри.
Народные депутаты утвердили план работы комитета.
Пресс-служба Ил Тумэна
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0