Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -6 oC

Сегодня мы продолжаем разбирать Постановление Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)», которое было принято сенаторами России 23 декабря 2022 года в ходе 536-го итогового заседания осенней сессии.

Сегодня мы продолжаем разбирать Постановление Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)», которое было принято сенаторами России 23 декабря 2022 года в ходе 536-го итогового заседания осенней сессии.

Положительный тренд

«И последние будут первыми», - говорил Иисус Христос в своей Нагорной проповеди. О том, что регионы Дальнего Востока и самый крупный из них - Якутия - выйдут на первые роли в развитии России и станут драйверами её экономического роста, говорилось давно, но произошло это буквально вдруг и сейчас, когда политике, а следом за ней экономике, пришлось переориентироваться с западного направления на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Положительный тренд развития республики, прежде всего её промышленного сектора, уже идёт по нарастающей в течении ряда лет. Так, за 2022 год промышленный рост составил 12,2%, что стало одним из лучших результатов в стране. По сути, если смотреть по цифрам, то с 2018 года валовый региональный продукт Якутии фактически удвоился. Растут показатели добычи нефти, газа, угля, золота и серебра.

В сегодняшних условиях, когда показатели промышленного роста по регионам, скорее, падают, нежели растут, это обращает на нас пристальное внимание как на новый фактор, который может потянуть экономику страны вперёд. Ну, и в целом, именно промышленность сегодня держит социально-экономическую ситуацию и качество жизни людей в республике на достаточно комфортном уровне.

И здесь перед Якутией на десятилетия вперёд открываются огромные перспективы. Но чтобы реализовать их, нужно приложить ещё немало усилий по развитию народного хозяйства, промышленного комплекса и самое важное - устранить имеющиеся инфраструктурные ограничения социально-экономического развития. Ведь это развитие, имеющее огромный потенциал во многих секторах, уже, по сути, упёрлось в потолок. Когда новые проекты сдерживаются отсутствием энергетической и транспортной инфраструктуры, которая была сформирована в 60-х – 70-х годах прошлого века и сегодня не отвечает новым требованиям.

В первую очередь, речь, конечно, идёт о логистике. Якутия на сегодня, образно говоря, гигант с очень тонкой шеей. Нам нужны свои грузовые порты по Северному морскому пути, как минимум, кратное увеличение пропускной способности железной дороги по линии БАМа, продолжение ветки железной дороги до Магадана, которая свяжет дешёвой и эффективной логистической сетью целый ряд районов республики. Стоит ли говорить, что даже самый маленький из этих районов по своей территории - величиной с порядочную европейскую страну…

Здесь стоит отметить, что это, в первую очередь, вопросы сугубо государственного ведения, касающиеся федерального бюджета. 

Мост и точка!

Сюда же относится ускорение строительства федеральных дорог и, конечно же, связывающий их в один крупнейший транспортный мегаузел - мостовой переход через реку Лена. Тот самый мост, который страна не может построить вначале - из-за случившейся перестройки, позже – из-за финансового кризиса 2008 года, присоединения Крыма в 2014 году…  Но к мосту мы идём несмотря ни на что, как к экономической реальности и объективной неизбежности.

vIyXnDwOrpfWX4Nv5j0lO7PAl10tK75N

Собственно, первым пунктом постановления Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» стала рекомендация  Правительству Российской Федерации - рассмотреть вопросы софинансирования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, мероприятия по строительству мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска в размере не менее 50 процентов общего объема инвестиций за счет средств федерального бюджета, а также увеличения в целях реализации указанного мероприятия лимитов инфраструктурных бюджетных кредитов Республике Саха (Якутия) на 2024-2025 годы. В случае принятия решения об увеличении бюджетных ассигнований на реализацию инфраструктурных проектов с использованием средств инфраструктурных бюджетных кредитов рассмотреть вопрос о предоставлении Республике Саха (Якутия) в 2023 году дополнительных лимитов таких кредитов на реализацию этого мероприятия.

По словам Валентины Матвиенко, Якутия по экономической и социальной значимости занимает особое место в жизни страны. «В последние годы республика активно развивается. Однако субъекту требуется и федеральная поддержка. В частности, в строительстве моста через реку Лену. Это объект, который жители ждут. Будем активно продвигать его реализацию», - сказала она. Так что мосту быть.

Авиация и электрификация

В постановление также вошёл пункт о включении в транспортную часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101 –р.  В случае продления срока его реализации до 2030 года следующих мероприятий - проектирование и реконструкция взлетно-посадочных полос, строительство служебно-пассажирских зданий и объектов вспомогательной инфраструктуры аэропортовых комплексов Ленск и Усть-Куйга.

Проектирование и строительство взлетно-посадочной полосы, служебно-пассажирского здания и объектов вспомогательной инфраструктуры аэропортового комплекса Зырянка. Строительство аэропортовых комплексов Маган, Полярный (второй этап).

Также Правительство РФ должно рассмотреть предложения Правительства Республики Саха (Якутия) о софинансировании мероприятий по обеспечению доступности для населения и расширению маршрутной сети местных воздушных перевозок в Республике Саха (Якутия) до 35 маршрутов.

И что немаловажно: в постановлении Совета Федерации прописано условие рассмотрения компенсации за счет средств федерального бюджета межтарифной разницы на электрическую энергию для населения в изолированных зонах электроснабжения в 22 муниципальных районах республики.

Сенаторы также подготовили ряд предложений Министерству РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерству транспорта РФ, Министерству энергетики РФ, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Главное - здоровье

Впрочем, в постановлении Совета Федерации первичны не только и столько вопросы экономики - акцент сделан и на сохранении человеческого капитала. А именно - на дальнейшем развитии системы здравоохранения как в столице республики, так и в самых удалённых арктических улусах.

По словам вице-спикера СФ Галины Кареловой, вопросы развития системы здравоохранения на Дальнем Востоке и в Арктике являются стратегически важными и находятся на особом контроле верхней палаты парламента.

«Сенаторы готовы оказать содействие в этом вопросе при подготовке проекта федерального бюджета на будущие периоды», — сказала Галина Карелова.

Другим важным вопросом сенатор назвала стремление Якутии к формированию новой модели оказания первичной специализированной медицинской помощи в малочисленных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, расположенных в Арктической зоне Якутии.

«Подход правительства региона в перспективе может стать успешной практикой, которую станет целесообразно распространить и на другие субъекты РФ. Считаю, что такие инициативы заслуживают поддержки», — заключила вице-спикер Совета Федерации.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Олохтоох салайыныы

Таатталар түмсэллэр

Муус устар 24 күнүгэр Таатта улууһун баһылыга Айаал Бурцев Дьокуускайга олорор биир…
26.04.24 13:24