Мечта детства
Вера Кирилловна Захарова родилась в с. Дельгей Олекминского района в семье учителя Кирилла Петровича и медика Евдокии Николаевны (Яныгиной) Захаровых. Позже семья переехала на родину отца — в Чурапчу. До 7 класса Вера училась в Чурапчинской школе.
Именно в Чурапче она, маленькая сельская девочка, и увидела впервые самолет. Летом 1931 года около их села неожиданно приземлился небольшой гидроплан. Конечно же, все жители села и, в первую очередь, ребятишки сбежались посмотреть на эту невиданную машину, которая, как сказочная птица, спустилась с небес на их землю.
Вот как вспоминает этот незабываемый эпизод сама знаменитая летчица в своей книге «О себе и друзьях» (Якутск, 1999 г.): «Первый самолет я увидела еще в Чурапче, на нашем большом озере. Мы примчались туда, забрели в воду, чтобы пощупать его. Если бы мне тогда, когда мы стояли по горло в воде, ощупывали и обнюхивали «тимир аты» (железного коня), как говорили ребята, кто-нибудь сказал бы, что через 8-10 лет я сама буду летать на подобном коне, то приняла б это за великую сказку. А самих людей в блестящих черных одеждах, стеклянных глазах мы и за людей-то не воспринимали, да и понятия не имели, что такое самолет, летчик. Не было у нас еще книг о них, не видели мы и кинофильмов…».
До поздней ночи ребятня жадно рассматривала чудесную «птицу», на которой летают люди. С тех пор у Веры появилась большая мечта - стать летчиком.
В аэроклубе Якутска
В 1934 году семья Захаровых переехала в Якутск. А в то время началось повальное увлечение молодежи авиацией, тем более государство призывало «Дадим стране 150 тысяч лётчиков!», самолёты стали все более частыми гостями в столице республики. Поэтому в целях подготовки национальных кадров авиаторов в сентябре 1935 г. в Якутске открылась лётно-планерная школа по подготовке инструкторов-планеристов. В эту первую группу учлетов (ученик-летчик) вначале записался старший брат Веры, Иннокентий. Кстати, в этом выпуске учился и Валерий Кузьмин, который во второй группе стал инструктором. Следуя примеру брата Иннокентия, в 1937 году, еще, будучи ученицей 9 класса, в аэроклуб записалась и Вера.
Вот как она вспоминает то время: «Зимой 1937 г. в газете появилось объявление, что у нас в Якутске открывается аэроклуб… А ранее в 1934 – 1935 годах приехал в Якутск планерист Леонид Шевченко и организовал кружок планеристов, где мой старший брат Иннокентий вместе с Валерием Кузьминым, Аней Ременниковой, будучи студентами пушно-мехового техникума, занимались на нашем Зеленом лугу планеризмом, а я бегала на луг, издалека смотрела, как они тянули трос, потом все разом падали, а планер подпрыгивал, как стрекоза, валился то на крыло, то на нос. Иногда, отрываясь от земли на 5-10 метров, садился…».
Ее брат из-за болезни не смог поехать на учебу и стать летчиком, но зато Вере удалось осуществить их общую мечту – летать. «Меня все окружающие считали смелой, храброй, но скорее я была дерзкой и хулиганистой, ни в чем не уступала сверстникам-мальчишкам, - вспоминает Вера Кирилловна свой момент поступления в аэроклуб. - Но как же я оробела, когда решила поступать в аэроклуб. Несколько раз ходила в горком комсомола за направлением, без которого нельзя было поступить. Приду в горком, посижу в коридоре и уйду. Мне казалось, что мне откажут, что скажут не достойна…».
Вера Захарова стала первой якутской девушкой, которую приняли в аэроклуб. Вообще, в их наборе было всего две девушки – чуть позже Веры в аэроклуб пришла и Елена Дворянкина, студентка Якутского техникума связи. Занятия в аэроклубе проводились по вечерам, ребята изучали материальную часть самолета, которую вел инструктор Иосиф Простаков, мотор М-11 вела Анна Ременникова – выпускница первого набора лётно-планерной школы, которая позже, в 1940 г., окончила Ульяновскую летную школу. Также курсанты изучали навигацию, уставы, наставления.
Вера Кирилловна вспоминает, что было непреложным правилом: всем работающим учлетам (ученикам-летчикам) быть первыми на производстве, успевающими тем, кто учился. «Все были с производства или из техникумов, одна я была школьницей», - пишет в книге знаменитая летчица.
Девчонка в небе
А потом начались практические занятия. Тренировочные полеты проходили на двух самолетах, ежедневно, в две смены. Вера Захарова попала в группу, где инструктором был Валерий Ильич Кузьмин, ставший впоследствии известным летчиком, участником перегонки военных самолетов по трассе «АЛСИБ», Героем Социалистического Труда, командиром Якутского объединенного авиаотряда.
Вера Захарова стала первой из их группы, кого Валерий Ильич выпустил в самостоятельный полет. Конечно, тот первый полет навсегда запомнился девушке.
«Дал мне инструктор провозной, вылез из кабины и говорит: «Делай так, как сейчас». Дал старт, махнув рукой. Даю газ, делаю все, как всегда, строю коробочку, приземляюсь. Вижу, еще махнул опять по газам. Сделала три круга и сама себе не верю – правда ведь делала все сама и напрасно тайно обижалась, что не дает мне инструктор двигать рычагами, ограничивает меня… Чувствовала себя в полете спокойно, без восторга и трепета, как само собой разумеющееся. А как же мы волновались накануне, гадали, кого же выпустит первым Кузьмин? Во всяком случае, я не ожидала быть первой, не считала себя лучшим учлетом, видела, как другие летают много толковее меня», - вспоминает Вера Кирилловна.
А инструктор Валерий Кузьмин выбрал ее не случайно. Если в параллельной группе инструктор Иосиф Простаков выбрал для первого полета самого смелого парня, Кузьмин решил доверить это дело именно Вере Захаровой. Тем самым, он хотел подстегнуть молодых людей, пройтись по их самолюбию, и, в общем-то, добился своего. Кто же будет спокойно наблюдать, как девчонка-школьница поднимает в небо самолет?
Вера Захарова овладела искусством пилотирования учебного самолета ПО-2, потом училась на курсах парашютистов, совершила 19 самостоятельных прыжков, получила звание парашютиста-инструктора и сама стала обучать молодежь. В 1940 году, как инструктор-парашютист спортивной авиации, Вера поехала поступать на учёбу в авиашколу г. Москвы. Однако из-за задержки в дороге опоздала на учёбу и поступила в физкультурный институт, с которым пришлось расстаться в результате введения платы за обучение.
«Прошу направить меня на фронт»
Когда началась Великая Отечественная война, Вера Захарова, вместе с подругами Еленой Дворянкиной и Анной Ременниковой, подала заявление в военкомат с просьбой направить на фронт. Но им долго не давали разрешение. В 1943 г. в Якутский военкомат прислали мастера парашютного спорта Ярова, который стал готовить из оставшихся аэроклубовцев инструкторов парашютного спорта для подготовки из призывников и добровольцев десантников для последующей их отправки на фронт. Анна и Вера, став инструкторами, вместе со своими коллегами из аэроклуба выполнили задание Якутского военкомата, подготовив группу воздушных десантников. Кроме этого, Вера с Еленой прошли курсы медсестер и радистов. Только в феврале 1944 года военкомат дал всем троим якутянкам разрешение о выезде на фронт.
Вот как описывает свой уход на фронт Вера Кирилловна: «Наконец наши многочисленные заявления и просьбы были удовлетворены. Мы на призывном пункте – это я, Анна Николаевна Ременникова и Елена Дворянкина. Военкомат комплектовывал команды мобилизованных на фронт мужчин, отправляя колонны грузовиков. С такой колонной выехали и мы. Ехали в крытых брезентовых грузовиках, оборудованных скамейками. Мерзли мы ужасно. Не помогали ни топанье ногами, ни толкание друг друга плечами, ни боксирование. На остановках, закоченевшие, еле сползали с машин, смеясь друг над другом своей неуклюжести. Оттаивали на станции, и снова звучал смех и подколки. Спали все на полу, вповалку. Нам парни выделяли самый теплый угол и свято охраняли. Так ехали мы до железнодорожной станции Сковородино 5 – 6 дней при морозе 40 градусов, ох не мед! До Москвы ехали 8 суток. Мы на троих имели отдельное предписание и, попав в Москву, посетили ЦК Осовиахима. Направили нас всех в 3-ю эскадрилью, расположенную в г. Ардатов Мордовской АССР».
Для девушек-якутянок начались тренировочные, как дневные, так и ночные полеты, приближенные к фронтовой работе: полеты на ориентирование, бомбометание, связь. Программа не успела завершится – пять человек, в том числе, Веру Захарову и Елену Дворянкину, отобрали для отправки на фронт. Девушкам пришлось расстаться с Анной Ременниковой, которую оставили в полку.
«Крылатый санитар»
Якутянки попали в 141-й отдельный санитарный авиаполк, действовавший в полосе наступления 1-го Белорусского фронта. На вооружении полка находились знаменитые многоцелевые самолеты У-2 (ПО-2), переоборудованные для перевозки раненых.
Вера Захарова быстро освоила профессию «крылатого санитара» - тактику маневрирования, способы уходов от атак «Мессершмиттов». Спасая раненых, она по три-четыре раза в день вылетала на передовую фронта. До августа 1944 г. якутянка вывезла на своём «крылатом санитаре» более 200 тяжелораненых воинов, доставив их в тыловые госпитали. Получила от командования первую фронтовую благодарность. Также она доставляла кровь и медикаменты в медсанбаты, боеприпасы, почту и продукты на передовую. Несколько раз отважная летчица вылетала на разведку вражеских позиций и выполняла другие боевые задания.
«Когда я в первый раз ведомой полетела на боевое задание, – вспоминает Вера Кирилловна, – ласково светило солнце, на небе ни облачка. И вдруг слышу раскаты грома, это при чистом-то небе! Назад не оглядывалась, потому что было приказано следовать за ведущим. Мы ныряли вниз, ближе к складкам на местности, несколько раз садились на фронтовые аэродромы. К нашим самолетам подскакивали солдаты, накидывали на них маскировочные сетки, прятали. Когда вернулись домой, командир сказал: если бы ты обернулась, то все, пропала. Нас же «мессеры» гоняли! Оказывается, это был не гром, а разрывы снарядов».
В одном из рейсов 6 августа 1944 года, когда три самолёта, в том числе и Веры Захаровой, взяв тяжелораненых, летели вдоль линии фронта из местечка Парусив в Польше, их всех подбили вражеские зенитки. Раненая в ногу, летчица все же сумела посадить самолет на убранном хлебном поле.
Вот как сама летчица описывает этот момент: «Взлетели, взяли курс, и через некоторое время я потеряла ведущего, но хорошо видела командира справа, так как шла ниже его. Дистанцию 100 -150 старалась придерживаться, не особо наблюдая за компасом. Потом обратила внимание, что идем почти на север в сторону передовой, а должны идти вдоль линии фронта. Стала вертеть головой, рассматривать наземные ориентиры. Земля мне показалась какой-то пустынной. Потом увидела солдат на марше, пока соображала, что к чему, слышу какие-то глухие удары, перебивающие треск моего мотора, ощутила удар по самолету, по своей ноге, как будто палкой. Слышу перебои мотора, падает высота. Пошуровала газом, прикинула глазом местность: если мотор заглохнет, то куда садиться? Лечу над скошенным житом, хлеба в суслонах, далеко маячит чистое поле – не дотянуть. Мотор остановился, виляя между суслонами, посадила машину, но в конце пробежки по стерне машина стала на нос. Выскочив из машины, я, схватившись за хвостовое оперение, поставила машину в нормальное положение и начала открывать люльки, где лежали раненые. Открыв одну, перебежала к другой и только успела откинуть крышку, как передо мной выросли фигуры вооруженных людей… Подскочив ко мне, несколько человек ухватились кто за что, мигом я осталась без ремня, на котором висел мой пистолет «ТТ», а когда сдернули шлем, то хором закричали: «Фрау!» - заплевались, заругались, замахали руками и ушли. В это же время у одной из люлек началась какая-то возня, раздался выстрел и целая автоматная очередь в ответ. Ушли все. Когда все ушли, я, как-то почувствовав непонятное бессилие, села на землю, пошевелила, ставшей такой тяжелой, ногой, увидела на комбинезоне дырку-разрез, раздвинув ее, увидела на ноге от колена и выше месиво красное и совсем ослабела от страха. Затем, нащупав в карманах гимнастерки документы – партбилет, фотографии родных, подползла к близко расположенной раките, и у ее основания, как могла глубже вырыла ямку и закопала документы».
Одного из двух раненных, которых Вера везла в самолете, фашисты расстреляли, так как он оказал сопротивление. Вместе с оставшимся раненым бойцом, Вера попыталась пробраться к своим, но им это не удалось: через некоторое время немцы с собаками нашли их...
«Захарова из Якутска»
Летчица оказалась в плену в концентрационном лагере в Торне. Но даже там якутянка не пала духом. В концлагере она участвовала в антифашистском подполье, вместе с другими пленными помогала выздоравливающим бежать, собирала продукты, урывая из своих скудных лагерных пайков, старалась облегчить страдания раненых. Вера Захарова приговаривалась к расстрелу, но в январе 1945 г. была освобождена из плена советскими войсками.
По заключению врачебной комиссии летчица подлежала демобилизации, но она отказалась. Пройдя все проверки, разыскала свой авиаполк, где ее считали погибшей, и снова села за штурвал.
Летчица-якутянка облетела почти всю Польшу и Восточную Германию, а после Победы подписалась на стене поверженного рейхстага: «Захарова из Якутска».
За боевые заслуги Вера Кирилловна Захарова награждена двумя орденами Отечественной войны II степени (1968 г., 1985 г.), медалями “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 19411945 гг.”, “За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина”, “Ветеран труда” и юбилейными медалями. Имеет Почетную грамоту Верховного Совета ЯАССР и Грамоту Президиума РС (Я).
После войны Вера Захарова вышла замуж за фронтовика, летчика-истребителя Анатолия Шматкова, у них родилось двое сыновей. Работала в средней школе в Брянской области, потом вернулась на родину. Трудилась в Институте космофизики и аэрономии при Якутском филиале СО АН СССР. В 1976 г. Вере Кирилловне предложили перейти в Советский комитет защиты мира и Фонд мира, где она успешно проработала до 1983 года.
Кроме этого, знаменитая летчица Вера Захарова стала одним из организаторов Клуба фронтовых подруг «Катюша», который стал важной структурой в сохранения исторического наследия народа, данью уважения мужеству, героизму и самоотверженности якутянок в годы Великой Отечественной войны.
В честь 100-летия
В честь 100-летия со дня рождения первой якутской летчицы в Якутске, в квартале «Новопортовской», появится улица имени Веры Захаровой. На родине отважной летчицы, в селе Дельгей Олекминского улуса, в честь ее юбилея установлен бюст и открывается новый сквер ее имени. Автором памятника стал известный якутский скульптор Николай Чоччасов.
Торжественное открытие сквера и памятника планируется на 2 сентября 2020 г., в преддверии Дня воинской славы. Кроме этого, к 100-летнему юбилею первой летчицы из народа саха землячество Олекминского района «ТУМСУУ» выпустило Почетный знак "Летчица Вера Захарова», которым олекминчане будут отмечать тех, кто хранит память о знаменитой летчице и проводит мероприятия в ее честь.
Сегодня имя первой якутской летчицы Веры Захаровой носит самолет L-410 якутского филиала «Почта России».
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0