В 2017-2019 гг. при поддержке Правительства РФ, Русского географического общества, представителей Восточной Сибири и Дальнего Востока, предпринимателями Иркутской области была проведена историко-географическая экспедиция «Байкал-Аляска: путь сибирских купцов» по пути сибирских купцов-первопроходцев, повторить который не решались 150 лет.
На катамаране океанского класса они прошли от Иркутска до Аляски более 15 тысяч километров, собирая фото-и видеоматериал о том, как сейчас живут на территориях, по которым шли первооткрыватели из Иркутска. По итогам первой части пути выпущена книга и подготовлен документальный фильм.
Экспедиция может стать частью большого проекта по возрождению великой истории России, купечества Русской Америки и дополнительным аргументом для привлечения туристов со всего мира на Дальний Восток и Восточную Сибирь, так как эта история уникальна.
В 2021 году инициатор и руководитель проекта Анатолий Казакевич со своими единомышленниками решили замкнуть кольцо маршрута, пройдя по рекам от Иркутска до Аяна и далее через Якутию вернуться на северный Байкал и в Иркутск. Маршрут пройдет через Иркутскую область, Забайкальский край, Амурскую область, Еврейскую автономную область, Хабаровский край, Сахалинскую область, Республику Саха (Якутия).
15 июня экспедиция стартовала из города Иркутска.
Из первых уст
Руководитель экспедиции Антон Казакевич «Байкал-Аляска»:
- Мы в Якутии уже были, проект реализовывается не первый год. В этом году мы участвуем в проекте «Байкал – Аляска: по следам Амурской экспедиции». Единовременно на борту у нас от двух до шести человек находится, но экипаж периодически меняется, потому что в такой дальний путь сложно выбрать время – дела, семьи и прочее…
Мы вышли из Иркутска, прошли через Байкал, в Забайкальский край попали по реке Хилок. Практически до Читы доехали по этой реке, там перенесли лодку на грузовике в Читу. Далее по реке - в Амур до Охотского моря и вот добрались до Якутии.
Дальше мы движемся в Иркутск вверх по течению Лены. Доходим до северного Байкала и дальше в Иркутск.
Весь маршрут посвящен памяти об исторических путях и развитию туризма. Кроме того, по сути, наша экспедиция это разведка, потому что мы рассказываем о туристических достопримечательностях, интересных людях, исторических фактах. Из этого формируют туристические путеводители, экскурсионные маршруты для путешественников. В Иркутске сейчас строятся тематические отели, дальше намерены совместно с региональными партнерами сделать сеть отелей, в том числе в Якутске.
Дневник экспедиции: остановка «Якутия»
Да-да, это не опечатка и не усталость от долгого похода – «Байкал-Аляска» снова пересекла границу Якутии, как и в 2016 году во время разведки маршрута и в 2017 году на втором этапе пути от Иркутска к океану. Только теперь пересечение произошло во время движения в обратном направлении, по пути генерал-губернатора Николая Муравьева -Амурского, по следам которого мы движемся в этом году и открываем для себя все больше интересных и исторических фактов, и историй про живущих здесь в настоящее время людей. И конечно, делимся всем этим с теми, кто, как и мы, увлечен изучением истории, географии, исследованиями далеких мест: пока в дневнике, а потом – на традиционных вечеринках «Байкал-Аляски», а также в фильме, материал для которого каждый день снимает оператор Артем, с которым нам очень повезло, ведь так непросто найти человека, готового несколько месяцев в экспедиционных условиях будет еще и лучшие ракурсы искать, и так же, как мы, серьезно подходить к исторической части всего пути.
-Географически границу пересекли немного ниже впадения реки Юдем в Маю, - сообщает в экспедиционный штаб капитан Анатолий Казакевич. – Я на руле, Евгений Рюмин в роли лоцмана – тут много мелких участков, сели пару раз, иногда приходится чинить двигатель, местные так и говорят, что «по камням ездят», у их двигателей лопасти стачиваются. Так что надо аккуратно проходить, Евгений хорошо знает здешние места и реку.
А местные жители хорошо знают экспедицию - участники большого путешествия говорят о том, что об этом узнают в каждом населенном пункте на пути. И конечно, рассказывают, какие места стоит посетить. Так, экипаж побывал в пещерах, возраст которых ученые определяют как 6-8 тысяч лет, с наскальными рисунками. Встреченные спелеологи, которые отправились сюда по реке специально на лодке, рассказали, что в пещерах более полутора километров ходов.
Еще одна интересная встреча - с Алексеем из Нелькана, который 72 раза был в США, 10 на Аляске, с 1980-го года ведет дневник и постоянно путешествует. Такими встречами экспедиции тоже ценны!
Минувшую ночь провели в таежном зимовье, а утром начался первый за месяц дождь, после которого все окутал густой туман, словно желе.
И конечно, участники экспедиции отмечают особенности маршрута с точки зрения интереса для туристов, ведь одна из целей всего проекта «Байкал-Аляска» - создать брендовый маршрут, который объединит восточные регионы России:
-Участок от Нелькана до Якутска - это отличный маршрут для рыбаков. Рыбы тут много: забросил – поймал, есть ленок, щука, окунь, - комментирует Андрей Сурков. -Конечно, нужна лицензия, но это мы поможем сделать как организаторы тура. Сейчас перешли на рыбную диету, варим уху, коптим, жарим, вялим. Осенний бонус – брусника и грибы, всесезонно – красивейшие виды, Майские столбы, пещеры с наскальными рисунками.
Еще деталь: погода и, соответственно, одежда. Как передают с борта, сейчас температура плюс 15, вполне комфортно в термобелье, непродуваемых брюках и куртке и шапке.
У экспедиции уже становится традицией быть «передатчиком» приветов от тех, кто находится на какой-то удаленной территории, тем, кто от них в таких же условиях за несколько сотен километров. Было такое у нас на Камчатке, когда мы везли привет от одного кордона на другой, было и на пути от Нелькана до Анкориджа, когда в целостности доставили письмо отца дочери. Сейчас же Валерий с метеостанции на Шантарских островах очень просил передать привет метеостанции на реке Юдома, что и сделано.
Из страниц истории легендарной Амурской экспедиции
Амурская экспедиция 1849—1855 годов — общепринятое наименование российских исследований и организации поселений на Дальнем Востоке, предпринятых по инициативе русского морского офицера Геннадия Ивановича Невельского и губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева в 1849—1855 годы.
После поражения Китая в англо-китайской войне 1840–42 и подписания им Нанкинского договора 1842 с Великобританией появилась реальная угроза захвата англичанами Северного Приамурья, где границы Российской империи и Китая не были установлены.
В 1843 российское правительство учредило т. н. Особый для обсуждения и выработки мер по укреплению своих позиций на Дальнем Востоке в связи с изменившейся там обстановкой. В 1849 генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв (впоследствии Муравьёв-Амурский) представил правительству свой план решения амурского вопроса, предлагая занять с применением военной силы левобережье Амура. В то же время Невельской, командуя военным транспортом «Байкал», 12(24).6–27.8(8.9).1849 исследовал и описал северную часть Сахалина и устье Амура.
В 1850 самостоятельно, без официального разрешения Невельской вошёл в устье Амура, основал там Николаевский пост (ныне г. Николаевск-на-Амуре) и объявил прилегающую территорию владением России, положив начало присоединению Приамурья.
С большим трудом (из-за опасений обострения отношений с европейскими странами), под давлением будущего императора Александра II, АОК одобрил действия Невельского.
По согласованию с императором Николаем I экспедиции Невельского придано официальное значение. Ему разрешили оставить Николаевский пост в качестве торговой станции Российско-Американской компании, следовало прекратить дальнейшее занятие территории в низовьях Амура, но реку в то же время охранять от проникновения иностранных судов.
В 1852–54 членами экспедиции офицерами Д. И. Орловым, А. И. Ворониным, Н. К. Бошняком, Н. М. Чихачёвым, Г. Д. Разградским и А. И. Петровым обследованы и составлены карты и описания значительной части Нижнего Приамурья, сев. части Приморья, Сахалина, а также населявших их народов, сыгравшие важную роль в деле присоединения этих территорий к Российской империи.
В условиях начавшейся Крымской войны 1853–56 благодаря подготовительным работам экспедиции в мае – июне 1854 осуществлён первый сплав российских войск по Амуру от Шилкинского завода на реку Шилка в Забайкалье до Николаевского поста, позволивший фактически занять левобережье Амура и усилить обороноспособность дальневосточных владений России.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0