- Степан Алексеевич, когда и при каких обстоятельствах была организована лаборатория «Человек в Арктике»? Как пришла идея?
- Лаборатория создана в 2019 году при Институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, в рамках национального проекта «Наука», согласно которому Российская Федерация должна войти в пятерку стран по количеству научных публикаций, патентов, а также по числу исследователей.
Насколько мне известно, идея создания новых лабораторий активно обсуждалась в Правительстве РФ еще в 2013 году, когда предполагалось создание около 1000 лабораторий как новой модели работы научных групп с целью повышения международной конкурентоспособности отечественной науки. Тогда эта идея не получила своего развития, но вновь стала актуальной в 2018 году, когда наука получила статус национального проекта.
Согласно ему, 150 новых лабораторий должны стать частью целостной системы привлечения, подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учёными научных исследований и разработок. В данном контексте лаборатория «Человек в Арктике» объединила в своих рядах молодых ученых и аспирантов нашего Института, Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Института монголоведения, буддологии и тибетологии, а также канадского Университета Калгари. В настоящее время в лаборатории ведут исследования 7 молодых научных сотрудников, среди которых три кандидата наук и четверо аспирантов.
- Какие исследования проводит сейчас лаборатория?
- Первый научно-исследовательский проект лаборатории получил весьма амбициозную тему под названием «Человек, технологии и мамонтовая мегафауна Арктики в исторической ретроспективе». Целью данного проекта является комплексное изучение процессов взаимодействия человека и природной среды в Арктическом регионе, в контексте значения ресурсов мамонтовой фауны для локальных сообществ, охватывающее период с древнейших времен и до наших дней.
Для достижения поставленной цели в качестве приоритетных были определены следующие задачи:
– Рассмотреть роль и место плейстоценовой мегафауны в процессах адаптации человека к экстремальным условиям арктических районов Якутии.
– Оценить экономические и социальные аспекты добычи ископаемой мамонтовой кости в исторической ретроспективе.
– Выявить особенности правового регулирования добычи ископаемых останков мамонтовой фауны.
– Определить роль мамонтовой фауны в материальной и духовной культуре коренных народов Арктики.
Предполагается, что результаты исследований позволят изучить новые аспекты в процессах адаптации человека к природным условиям арктических районов Якутии. Очертят значение мамонтовой фауны для развития местных сообществ, предоставят возможность ответить на вопрос: «Какова связь местных сообществ с транснациональными потоками товаров, идей и технологий?». Проект осуществляется с момента основания лаборатории и будет реализовываться до 2021 года.
- Каковы особенности адаптации человека к экстремальным условиям арктических районов Якутии в среде плейстоценовой (мамонтовой) фауны?
- Надо начать с того, что территория Арктики все еще является одной из малоизученных в археологическом плане. Она требует масштабных, плановых и систематических исследований с привлечением специалистов из разных областей науки. Кроме этого, надо учитывать территориальную особенность: здесь речь идет о разных природных особенностях и в разных точках Арктики условия в те времена были разными.
Самые древние памятники, которые оставил после себя человек плейстоценовой эпохи, по археологической периодизации относятся к эпохе палеолита (древнекаменный век, примерно до 10,5 тыс. л.н.) и мезолита (среднекаменный век, примерно 10,5 – 6,2 тыс. л.н.). Исследования отечественных ученых последних лет (в частности, под руководством В.В. Питулько на Яне) говорят о том, что в целом климатические условия не сильно отличались от современных районов Центральной Якутии, а ландшафтно – представляли собой так называемую «мамонтовую степь». Это обширные открытые пространства, покрытые разнотравьем. Они подходили под условия существования животных мамонтовой фауны, а человек занимался охотой на них. Костные останки животных из археологических памятников показывают, что охотились на мамонта, шерстистого носорога, бизона, северного оленя, лошадь. Для охоты они использовали копья с наконечником из камня или бивня мамонта. Кости, бивень и рог использовали для изготовления орудий, предметов быта, украшений и культовых изделий. Шкуры добытых животных обрабатывали и изготовляли из них одежду. Если не хватало каких-то материалов, то заменяли их другими по мере возможности. То есть, рационально использовали природные объекты под свои нужды. Об особенностях физического строения древнего человека Арктики, к сожалению, мы не можем говорить, так как цельных костных останков человека эпохи плейстоцена еще не найдено.
- Какие изделия делали из мамонтовой кости, использовалось ли оно в качестве оружия, украшений?
- Несколько другая ситуация просматривается на памятниках Арктической зоны Якутии, особенно среди открытых и изученных в последние годы. Так, памятники Яны, Колымы и Индигирки содержат как остеологические материалы, так и предметы из мамонтовой кости. Эти предметы можно разделить на бытовые изделия (наконечники копий, тесла и т.д.) и на культовые (нашивные и съемные украшения, зооморфные фигуры, дощечки с изображениями). Вероятно, сохранность изделий из бивня мамонта на арктических стоянках обусловлена менее выраженными температурными колебаниями почвы, относительно устойчивой климатической ситуацией. В целом, исследования в данном направлении находятся лишь на начальном этапе и требуют дальнейшего накопления качественного фактологического материала.
- Много ли в Якутии изделий из мамонтовой кости?
- Все зависит от того, о каком периоде мы говорим. Анализ опубликованной научной литературы и музееведческого материала, на начальном этапе исследований показывает, что изделия из бивня мамонта в археологических памятниках древней эпохи Якутии являются относительной редкостью. На территории Южной, Восточной и Западной Якутии частота встречаемости предметов предельно низкая, даже относительно памятников, датируемых эпохой плейстоцена. К настоящему моменту не выявлено каких-либо утилитарных проявлений в использовании мамонтовой кости в быту и искусстве у местного населения периода позднего средневековья (т.е. до XVII века). Этот материал фактически не использовался при изготовлении украшений, элементов одежды, домашней утвари и оружия.
Ситуация начинает меняться в XVII– XVIII вв., когда мамонтовые бивни стали активно вывозиться из Якутии на экспорт. Первые сведения о костяных изделиях обнаруживаются в работах путешественников этого периода и многие из них констатируют факт наличия резьбы из мамонтовой кости, а в отдельных очерках указывается самобытность, оригинальность якутских костяных изделий. Л.И. Якунина в монографии «Якутская резная кость» 1957 г. предполагает, что уже в XVIII в. мамонтовая кость могла быть обычным и весьма распространенным материалом для резьбы по кости в Якутии
Ну и естественно, в XX–XXI вв. мамонтовые бивни стали очень популярным материалом для местных косторезов и сегодня их изделия можно увидеть в любом сувенирном магазине.
- Какова роль мамонта, мамонтовой кости в материальной и духовной культуре коренных народов Арктического региона? Насколько это был ценный ресурс?
- Исследование истории освоения ресурсов мамонтовой кости в XVIII–XIX вв. на территории Якутии показывает значительную роль данного вида деятельности в жизни местного населения. Российская империя к концу XIX в. занимала первое место в мире по поставкам на мировой рынок мамонтовых бивней, которые тогда назывались «московской слоновой костью», большая часть которой привозилось из арктических районов Якутии. Промысел мамонтовой кости являлся одним из ключевых направлений местного экспорта занимавших значительную роль в развитии торгово-экономических отношений Якутской области.
В XIX веке промыслом добыванием мамонтовых бивней занималось население, главным образом, Верхоянского и Колымского округов. Большое значение в развитии мамонтовой торговли сыграло открытие и освоение Ляховских и Новосибирских островов с большими залежами мамонтовых бивней и костей. Это способствовало увеличению их добычи и став к концу XIX в. одним из важных экспортных товаров Якутии на российском рынке.
При этом стоит отметить, что это только учтенная, подсчитанная часть, которая шла на рынок. Остальное использовалось местным населением для изготовления предметов домашней утвари, а также обход рынков уходило в Китай. К началу XX века в Якутии сложился довольно развитый рынок добычи мамонтовой кости с объемом добычи в год в среднем около 25 тонн. Действовало несколько компаний и фирм занимавшие ее скупкой в основном на ярмарках, а также и через посредников и агентов с последующим вывозом и продажей на российском и мировом рынке. С начала первой мировой войны 1914 г., а затем и в советское время, объем добычи мамонтовой кости стал быстро падать. В связи с политическими события большинство российских банков прекратили свою деятельность, что привело к заморозке счетов торгового капитала Сибири. Позднее имущество торговых домов, занимавшихся торговлей мехами и мамонтовой костью, было национализировано.
В советский период, промышленное освоение мамонтовой кости значительно сократилось и не представляло какого-либо экономического интереса для властей и населения, но ситуация резко изменилась в самом конце ХХ в. В было принято «Международное соглашение о запрете торговли слоновой костью», что мгновенно спровоцировало рост спроса на ископаемую мамонтовую кость (ИМК) на международном рынке. Этот процесс совпал с социально-экономическими преобразованиями в СССР, являвшимся лидером по оценочным запасам данного сырья. Как результат, либерализация экспортных возможностей и формирование в тот момент «дикого» рынка положили начало так называемого «бивневого бума» в арктических регионах, продолжающийся и в наши дни. Стремительный рост цен на ископаемую мамонтовую кость в значительной мере повлиял на уклад жизни и систему приоритетов в хозяйственной деятельности коренного населения.
Что касается роли мамонта в духовной культуре коренных народов Арктики то это отдельный и интересный вопрос.
Изображение мамонта и охоты на него является одним из первейших сюжетов первобытного искусства, но к концу последней ледниковой эпохи с исчезновением самого мамонта, исчезают и его изображения. Однако в сознании людей образ мамонта оставался еще долгое время. Обретая фантастические и причудливые формы, он находил свое выражение в народных легендах и мифах, в представлениях о разного рода сказочных животных и мифических существах. Значительную роль в этом процессе сыграли находки останков мамонта, в первую очередь костей и бивней, поражавших людей своими огромными размерами и незнакомой формой. Эти находки и порождали у людей представления о фантастических животных колоссальных размеров с огромными рогами. Таким образом, легенды и предания, которые возникли еще до научных представлений о мамонте, стали значительным пластом духовного наследия и заняли свое место в мировой культуре.
У народов Севера Сибири представления о мамонте, имеют часто ясно выраженную религиозную окраску и вплетены в идеи шаманизма о подземных зооморфных духах, находящихся в распоряжении шаманов. Металлические подвески в виде пластин, изображающих мамонта, часто становились частью шаманского костюма эвенкийских шаманов, где занимали как правило особое центральное или высокое место, тем самым показывая, что дух мамонта является сильным проводником и помощником.
Во многих легендах народов Арктики с мамонтом связан сюжет о сотворении Земли, где Бог создает Землю, а мамонт, пройдясь по ней, оставляет за собой русла рек, озера и горы, участвуя тем самым в процессе создания мира. Такие мифы встречаются у нганасан, ненцев и эвенков, и в некоторых из них именно это описанное событие становится причиной смерти мамонта.
При этом, почти у всех народов Якутии легенды о мамонте имеют негативный окрас. Он является крупным и опасным животным, который своим весом делает Землю рельефной, трескает лед, являются олицетворением суровой зимы, иногда становится причиной смерти людей. К такому выводу, судя по всему, народы Якутии приходили вследствие своей космогонической картины мира, которая делила все мироздание на три части, где Нижний мир является местом обитания злых духов. Соответственно мамонт, будучи в представлениях древних людей подземным существом, нес в себе черты обитателя из Нижнего мира и являлся хтоническим, т.е. олицетворявшим собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т.д. Так, образ мамонта предстает перед нами весьма важным и неотъемлемым в духовной культуре народов Якутии. Он используется в роли сильного проводника или посредника шамана, участвует в процессе сотворения мира и находит свое воплощение в мифических существах.
- Как можно побороть проблему браконьерства?
- Не думаю, что здесь есть какой-то однозначный ответ. Решение такой проблемы требует комплексного подхода со стороны властей всех уровней. В настоящее время добыча бивней нуждается в законодательном урегулировании как на республиканском, так и на федеральном уровне.
Анализ правового регулирования сбора и добычи ископаемых останков мамонтовой фауны в Российской Федерации показал, что по федеральному законодательству предусмотрен «сбор палеонтологического материала» с целью, прежде всего, научного изучения, изготовления товаров народного промысла или коллекционирования. Существующие федеральные законы не создавались с учетом того, что вместо сбора палеонтологического материала, на практике будет вестись добыча мамонтовых бивней в промышленных масштабах. По этой причине федеральные законы не рассматривают палеонтологические находки, в число которых включена и ископаемая мамонтовая кость, как объекты добычи и, соответственно, товарные единицы. Поэтому добыча (именно добыча, а не сбор) мамонтовых бивней оказалась в «серой зоне» российского законодательства, выйти из которой ей, возможно, удастся после принятия нового федерального закона.
Однако принятие федерального закона изменит существующий режим земельно-собственнических отношений между федеральным центром и республикой, так как такой закон выведет правовое регулировании данного вопроса из региональной повестки в федеральную. Результатом принятия федерального закона о добыче ископаемых останков мамонтовой фауны станет то, что субъекты федерации, где ведется добыча, не смогут влиять на принятие решений в этой сфере. В силу того, что запасы мамонтовой кости расположены лишь в нескольких регионах страны, и в первую очередь в Республике Саха (Якутия), то действие такого федерального закона будет адресным.
В любом случае данная проблема может быть разрешена только при участии и «доброй воле» всех уровней законодательной и исполнительной власти, а также правоохранительных органов.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0