Над Якутией и Магаданом
-- Николай Егорович, из названия следует, что вы занимаетесь только рекой Леной?
-- Мы федеральный орган, а как известно все водные объекты это федеральная собственность. Но, исходя из Водного кодекса, отдельные полномочия переданы субъектам Российской Федерации. И в нашем случае, мы полностью ответственны за реки, которые протекают по территориям двух и более субъектов, а это Лена и Колыма. Помимо того к нам относятся и водохранилища, – два относящиеся к одноименным ГЭС на реке Вилюй, Вилюйское и Светлинское водохранилища. И два на реке Колыма Колымское и Усть-Среднеканское. И соответственно мы проводим и работы по регулированию их режимов работы. Для этого существуют межведомственные рабочие группы. Это и безопасные пропуски весеннего половодья, судоходные попуски в сезон навигации. На данных заседаниях уточняют объёмы и сроки попуска вод.
-- Значит, контролируете водные ресурсы и Магаданской области!
-- Если исходить из того, что Колыма там основная река региона, то фактически вся Магаданская область находится в нашем введении. При управлении есть отдел водных ресурсов по Республике Саха (Якутия) и есть такой же отдел водных ресурсов по Магаданской области, он располагается в Магадане.
-- А что с остальными реками Якутии?
-- По остальным отдельные полномочия переданы Минэкологии по Республике Саха (Якутия). К примеру, это выражается в том, что работы по ослаблению льда на реке Лена и Колыма проводим мы, а на других реках структуры Минэкологии. Все проводимые работы на реках Республики финансируются через Федеральное агентство водных ресурсов.
Противоборство стихии
-- Самое страшное для нас наводнения?
-- Объективно заторообразование весной самая главная из природных угроз, которые ведут к затоплению территорий, где проживает население. Но, есть и другая угроза, -- обрушение берегов рек.
Приведу цифры,-- 123 населенных пунктов Якутии подвергаются угрозе затопления, и 46 - обрушению берегов. Все 123 населенных пунктов в настоящее время внесены в Единый государственный реестр недвижимости как подверженные к затоплению. В установленных зонах затопления действуют ограничения. Часто стали обращаться граждане о снятии этих ограничений, хочу сказать, что для снятия ограничений необходимо строить инженерные защитные сооружения. Водным кодексом на этих территориях запрещается какое-либо капитальное строительство, при отсутствии инженерных защитных сооружений от затопления. Об отношении определенного земельного участка к зоне затопления можно ознакомиться в Росреестре.
Так уж сложилось, что многие населенные пункты исторически расположены на пойменных участках рек в «зоне меандрирования» и потенциального затопления. Это было удобно для хозяйствования, скотоводства, рыболовства. Если в старину на период паводка можно было без проблем перекочевать, то сегодня это просто невозможно. И к тому же реки это живой организм, где идёт постоянное развитие, меняются течения, идут сложные процессы переработки грунтов.
И что для реки естественно, для нас опасные гидрологические явления, которые необходимо предупреждать и защищать население. А чтобы это было эффективно, требуется комплексная система мер, оценка и управление всеми рисками, целая система защитных мероприятий и планировочных решений.
-- Что в это входит?
-- В первую очередь научно-исследовательские работы по разработке и обоснованию методов снижения негативного воздействия вод. На основании этих работ дальнейшее строительство капитальных инженерных защитных сооружений и проведение берегоукрепительных работ. Также руслоочистительные и руслоформирующие работы. И конечно, весной ослабление прочности льда на затороопасных участках рек. Бороться с природой очень дорого, но это необходимость.
Комплексная защита
-- А сколько сделано всего?
-- Создание нашего управления совпало с наводнением в Ленске в 2001 году. Это действительно стало некой вехой после, которой страна по новому отнеслась к водным угрозам в Якутии. И с того периода у нас началось строительство защитных сооружений.
Чтобы не быть голословным скажу, что были построены инженерно-защитные сооружения в городах Ленск, Олекминск, Якутск, с. Ытык-Кюель общей протяженностью 60 км и берегоукрепительные сооружения в районе населенных пунктов на реках Алдан, Амга, Колыма, Яна общей протяженностью 12 км.
В данное время самый большой объект строительства, которое идёт это берегозащитные сооружения на р. Лена у п. Нижний-Бестях Мегино-Кангаласского улуса. Работы идут на протяжении 2,6 км. Они были начаты в 2017 году и должны быть закончены в текущем. Общий объем финансирования 350 млн. руб.
А всего с 2001 года на строительство водохозяйственных объектов было потрачено – 3 млрд. 724 млн. 810 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 2 млрд. 707 млн. 610 тыс. рублей.
Кроме строительства капитальных инженерных защитных сооружений, ежегодно с 2006 года управлением проводятся предупредительные противопаводковые мероприятия по ослаблению прочности льда.
Замечу, что ежегодно в Якутии проводится ослабление прочности льда на затороопасных участках с общим объемом работ – зачернение - 671 га (65 участков), распиловка - 77 км (12 участков), на эти мероприятия направляются более 24 млн. руб. средств федерального бюджета.
-- Все знают о крупных реках республики, а что делается на малых?
-- На малых реках тоже проводится много работ. Приведу пример, с целью увеличения пропускной способности русла и предотвращения размыва берегов выполнены руслоформирующие работы по расчистке русла, дноуглублению и креплению участков берегов на реках: Ачаллаан, Толоон, Сордонноох, Синньигэс Атах, Ситтэ, Таатта, Хадаайы и др. За период с 2007 года по 2020 год протяженность расчищенных, углубленных, участков рек составила 200 км.
Проблема Хатасс
-- Это замечательно и не может не впечатлять. А что происходит с берегом в селе Хатассы? Чем и как тут можно помочь?
-- Хатассы сегодня действительно на слуху и надеюсь, движения по ним будут быстрее. Ведь сама проблема тянется и не решается ещё со времен, когда мэром был Илья Михальчук. В 2007 - 2010 годах был сделан проект, но он не получил положительного заключения от московских экспертов. Их вердикт звучал так, что работы по проекту чрезмерно объёмные, расходы слишком большие, а эффективность недостаточная…
Больше проектов не было. И в данное время вопрос упирается именно в отсутствии проектно-сметной документации.
Но город над этим начал работать буквально с этого года. В бюджет заложены суммы на этот и следующие годы. Если не ошибаюсь, цена вопроса 20 млн. рублей на проект. В данное время заявлено два года проектирования. Третий год займёт прохождение экспертизы и после чего они с этими материалами через уполномоченный орган Министерство экологии и природопользования Якутии подходят к нам. Мы смотрим, если всё соответствует, отправляем далее на согласование в Москву, где его рассматривают Федеральное агентство водных ресурсов, Минфин РФ и т.д.
-- Очень долго…
-- Мы в свою очередь высказывали свои пожелания о форсировании работ по документации хотя бы на год. Большего мы на данном этапе сделать не можем. Такова процедура.
Дело в том, что рассмотрение федерального финансирования работ идёт только при наличии документации. Также есть положение о наличии софинансирования работ это 8 % от суммы, она ложится на плечи республиканского бюджета. Последний, как правило, от обязательств не отказывается. А вот документацию должны готовить сами муниципальные образования.
Увы, сельчане о таких проблемах, как правило, вспоминают раз в год перед паводком. Паводок прошел, начались другие хозяйственные дела и проблемы и всё забылось. Приходит март-апрель, они вспоминают и просят денег. А им отвечают, дайте проект, дайте его заранее… И всё пошло по новому кругу.
Сейчас никто не даст ни копейки без обоснования, экспертного заключения, готовой документации. На подготовку документации должны быть заложены средства в бюджет, а это значит, проведена работа с депутатами городской думы или районных советов, если речь идёт о наслегах. И те главы, которые понимают это, получают результат. Поэтому, подчеркну, в первую очередь важна ответственность на местах, это касается многих населённых пунктов республики.
Спасибо за интервью.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0